?

Log in

Previous Entry | Next Entry

Последнее время всё больше сообщений нашего сообщества посвящено различным конференциям, нашумевшей теме электронно-библиотечных систем, материалам, которые появляются в сети по данным вопросам. Однако сегодня я хотел бы вернуться поближе к тематике сообщества - электронным библиотекам и поговорить о месте, которое может занимать электронная библиотека в информационной инфраструктуре ВУЗа. Отчасти этот вопрос мы уже затрагивали, была статья "электронная библиотека как часть единого информационного пространства", в которой хорошо были обозначены нюансы и этапы создания электронной библиотеки, вопросы интеграции. Сейчас хотелось бы расширить ту статью, включив и некоторые практические аспекты.

Подходов к построению электронной библиотеки ВУЗа или любой другой организации несколько. Когда речь идет о возможной реализации той или иной информационной системы, одним из первых возникает вопрос архитектуры. Что же такое архитектура электронной библиотеки? Обратимся к известному нам документу Delos. Мы помним, что архитектура входит в 6 основных понятий электронной библиотеки. Выдержка из Delos: Architecture – represents the physical software (and hardware) constituents concretely realising the whole. Специально оставляю без перевода, потому что текст сложный и трактовать можно по-разному. Главный момент, ради которого я взял это определение - архитектура определяется программным обеспечением (ПО), на основе которого строится наша электронная библиотека. Соответственно, когда я говорил про подход к построению ЭБ вначале этого абзаца, я прежде всего имел в виду программную составляющую проекта. Очевидно, что для электронной библиотеки, оптимальным является специализированное ПО, основная функция которого - хранение и управление контентом. Это так называмый класс CMS систем (content management system), в нашем случае может быть его разновидность - электронное хранилище или электронный архив. Полезность электронной библиотеки будем оценивать исходя из предположения, что для создания электронной библиотеки используется именно такое ПО. Давайте попробуем разобраться, где еще помимо электронных библиотек используется данное программное обеспечение.

Ниже я привел два слайда из презентаций представителей крупнейших сибирских и, что самое важное, технически подкованных университетов НГТУ и ТПУ. Первый слайд из презентации об информационной системе НГТУ, второй более библиотечный - из презентации ТПУ с последней конференции Арбикон "развитие электронных и библиотечных сервисов для информационной поддержки научно-образовательного процесса исследовательского университета". 

Эти вырезки я привел для того, чтобы обратить ваше внимание на используемое программное обеспечение, отвечающее за хранилище материалов университета и прочей необходимой информации. В первом случае это Xerox Docushare, во втором - Oracle Universal Content Server (UCM). Обе системы как раз относятся к классу CMS (описание первой и второй), о чем мы и говорили выше. Получается, что при создании электронной библиотеки может использоваться платформа (архитектура, программное обеспечение, информационная система), которая позволит реализовать гораздо более масштабные функции, чем просто необходимые библиотеке. Давайте подробнее остановимся на приведенных примерах.

НГТУ. Выдержки с сайта:
Возможности ИС
В настоящее время информационная система университета включает более двух десятков различных подсистем, автоматизирующих все основные бизнес-функции в университете, обеспечивая при этом единое информационное пространство факультетов (деканатов, кафедр), служб и подразделений. 
Информационная система содержит унифицированный инструмент для обеспечения студентов учебными и методическими материалами, авторскими учебными курсами, подготовленными в различных средах (система Moodle, системы подготовки курсов, разработанные в НГТУ, другие программные среды подготовки учебных материалов). Наличие данного инструментария позволяет преподавателям эффективно вести обучение студентов различных форм (в том числе дистанционной).В корпоративной части информационной системы сотрудникам университета доступна постоянно пополняемая библиотека нормативных документов, которая содержит основные документы, регламентирующие деятельность университета: документы министерства, приказы общеуниверситетского характера, указания, положения, инструкции, правила и пр.
Аналитическая подсистема предоставляет сотрудникам и руководству университета широкий набор аналитических отчетов по различным направлениям деятельности вуза. В рамках Информационной системы разработан комплекс подсистем обеспечения выбора индивидуальных образовательных траекторий студентов (в соответствии с Болонской декларацией). Полное описание возможностей информационной системы университета доступно здесь (ссылка).

По ТПУ информации меньше, всё основное перечилено в презентации, причем взгляд именно со стороны библиотечного работника.

Как мы видим, программное обеспечение для электронной библиотеки может служить основой для информатизации и многих других процессов внутри ВУЗа, где так или иначе необходимо хранение каких-либо документов. А таких процессов в любом университете более чем достаточно.

Comments

nik_melnikov
Jul. 13th, 2011 10:06 am (UTC)
Большому ВУЗу можно и гиганта использовать, почему нет? Тем более в примере ВУЗы крупные отмечались.
А интероперабельность, ох уж не люблю эти сложные заимствованные слова, или способность к взаимодействию за счет чего достигаться будет? Зависит от реализации того или иного ПО, а здесь может быть использовано и какое-нибудь готовое решение. Надо грамотно отталкиваться от потребностей, чтобы хватило и на сегодня, и на завтра.

Profile

elibconsult
ELIBCONSULT: создание электронной библиотеки
www.elibconsult.ru

Latest Month

April 2015
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

Tags

Page Summary

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner