?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

С появлением более жестких требований к электронным библиотечным ресурсам в ВУЗах, а именно требовании обеcпечить доступ к электронно-библиотечной системе, возник ряд технологических и организационных вопросов, как же этим требованиям можно соответствовать. В прошлый раз на основе доклада с конференции "Менеджмент ВУЗовских библиотек" мы затронули тему внешних электронно-библиотечных систем. Сегодня хотелось бы остановиться уже на создании собственной электронно-библиотечной системы в ВУЗе. Заметим, что это будет внутренняя ЭБС, основанная как правило на электронной библиотеке ВУЗа, на уже накопленных электронных изданиях, но в то же время принадлежащая библиотеке и как внешняя ЭБС соответствующая всем требованиям ФГОС ВПО. Кроме того, данную проблему я собираюсь осветить на ближайшей конференции в Екатеринбурге «Университетская библиотека: отвечая на вызовы времени». Поэтому данный пост носит некий обобщающий характер, предоставляя общую информацию и основные особенности. В свою очередь от читателей хотелось бы услышать как можно больше вопросов, касающихся данной тематики. Так проработка вопроса будет более глубокой, и у нас получится совместить онлайн с оффлайном, вынося коммуникацию в оба формата общения.

Вся работа по созданию собственной электронно-библиотечной системы сводится к трем взаимодополняемым направлениям: организационное, контентное и технологическое.

Организационная часть включает в себя прежде всего обеспечение регистрационных требований. Сюда относят регистрацию электронного средства массовой информации и регистрацию базы данных материалов.  С первым проблем возникает минимум. Регистрация осуществляется в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Готовится пакет документов. Вместе с заявлением набирается порядка 5 документов, которые направляются в РосКомНадзор. В данном случае в качестве СМИ регистрируется сайт. Основные трудности могут возникнуть только при заполнении заявления. Регистрацию БД осуществляет федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам. Также требуется собрать около 4 различных документов. Однако здесь возникает интересный нюанс, на который уже успел обратить внимание один из читателей нашего сообщества. Подробнее о нем в комментариях к посту. Очевидно, что база данных создается на основе трудов преподавателей: книг, методических пособий и прочей учебно-методической литературы. Это уже контентная сторона вопроса, мы ее коснемся отдельно. Также в регистрационных требованиях нельзя забывать про программное обеспечение, обеспечивающее работу ЭБС. Фактически это софт электронной библиотеки. Если это собственная разработка университета, то такая программа должна быть аналогичным образом как и БД зарегистрирована (в РосПатенте регистрация БД и программ для ЭВМ рассматриваются совместно). Причем стоит обратить внимание, что любые open source программы зарегистрировать нельзя. А сейчас многие электронные библиотеки ВУЗов зачастую используют как раз бесплатное ПО, как например DSpace. Если используется проприетарное ПО, то должна быть соответствующая лицензия на его использование.

Контентная часть - самая важная составляющая, ведь электронно-библиотечной системой мы собираемся поддерживать образовательный процесс, а учебные материалы являются основным его звеном. К сожалению, формальные требования добрались и сюда. В собственной ЭБС в качестве контента в первую очередь выступают труды преподавателей университета. Причем по требованиям они должны охватывать все основные изучаемые дисциплины. Это немаловажный момент, про который не стоит забывать. Любопытно, что в требованиях конкретное количество изданий по каждой дисциплине не указано, главное чтобы хоть что-то было. Однако есть ограничения на "свежесть" литературы - 5 или 10 лет в зависимости от ее профиля. Еще одним важным моментом является правильное оформление прав на учебную литературу. Не во всех ВУЗах этот процесс поставлен. Здесь надо обратить внимание либо на заключение договоров с авторами, либо на выстраивание правильных политик, касающихся служебного произведения. Также в электронно-библиотечной системе можно использовать внешний контент. Однако здесь надо быть внимательным при его покупке. Одно из требований к ЭБС - обеспечение доступа к каждому изданию 25% обучающихся. Соответственно в момент покупки это должно учитываться.

Технологическая часть состоит из обеспечения программно-аппартным комплексом вашей ЭБС. В регистрационной части мы затронули момент, касающийся программного обеспечения для ЭБС. Так вот, данный софт также должен закрывать некоторые требования, а именно, чтобы обращение к вашей ЭБС осуществлялось через Интернет и ЭБС выдерживала нагрузку одновременного индивидуального доступа 25% обучающихся. Это все относится непосредственно к требованиям. С практической точки зрения разрабатываемая система должна быть понятна и доступна пользователям. Все базовые функции - добавление новой книги, редактирование метаданных, поиски и тд - не должны вызывать трудностей. Система обязательно должна взаимодействовать с АБИС, где-то что-то заимствовать/передавать; пользователь, просматривая каталог, должен знать, есть ли данная книга в электронном виде или нет. Конечно же, у выбранного ПО должен быть потенциал для развития, т.е. должно быть выбрано масштабируемое решение, в которое библиотека может вкладываться и которое можно постоянно улучшать. Плюс должны быть некие свободные серверные мощности для развертываемой системы.

Создание собственной ЭБС несомненно имеет ряд объективных преимуществ для библиотеки и конечного пользователя. Создается что-то свое, приводится в порядок вузовский электронный учебно-методический материал, используются уже имеющиеся наработки в области электроннных библиотек. Но все эти достоинства требуют тщательной работы и поставленного процесса, что и необходимо учитывать принимая решение об ЭБС.

Comments

( 5 comments — Leave a comment )
nik_melnikov
Nov. 24th, 2010 02:09 pm (UTC)
Вопрос читателя нашего сообщества из прошлого поста. Цитирую: Даже если мы зарегистрируем БД в роспатенте, я понимаю, что после добавления хоть одного ресурса в такую базу, она снова становиться не совсем законной?
Чтобы ответить на этот вопрос, разберемся зачем мы в нашем случае регистрируем БД? Во-первых, это конечно же требование для ЭБС и, во-вторых, обеспечение защиты от несанкционировнного использования и доказательство при необходимости авторства. И действительно, если обратиться к законодательству, при создании БД возникают авторские и смежные права. При добавлении новых ресурсов в БД ее оригинальность не меняется, просто растет ее объем, наполнение. Как пример, можно взять любые правовые базы - они тоже часто меняются, и с любыми измененями без перерегистрации не перестают быть законными. При внесении добавлений и изменений в БД учебных материалов беспокоиться стоит о смежных правах баз данных в части их охраны от несанкционированного извлечения и повторного использования составляющих их содержание материалов; (ст. 1304 ГК РФ).
gela_33
Dec. 7th, 2010 08:25 am (UTC)
Спасибо за ответ. Это я задавала вопрос.
Очень приятно читать Ваши посты, самое вменяемое пояснение вопросов по ЭБ в вузе.
nik_melnikov
Dec. 7th, 2010 09:32 am (UTC)
Ремарка по поводу регистрации авторского права на бесплатное опенсорсное ПО: зарегистрировать можно, однако процедура эта растянута по времени и юридически сложна, т.к. необходимо получить разрешение от правообладателя.
nik_melnikov
Dec. 7th, 2010 02:02 pm (UTC)
Re: спасибо
Всегда приятно получать обратную связь. Стараемся для вас, читателей.
(Anonymous)
Jan. 5th, 2011 06:49 pm (UTC)
Dedicated Servers
Спасибо, классный блог) Даже добавил в закладки, хотя делаю это редко)
( 5 comments — Leave a comment )

Profile

elibconsult
ELIBCONSULT: создание электронной библиотеки
www.elibconsult.ru

Latest Month

April 2015
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner