?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Часто люди, прежде чем заводить блог, задумываются над разнообразием тем в своих публикациях. Откуда их брать, как каждый раз писать про что-то новое и тд. Одним из способов, которым я уже пользовался и который настоятельно рекомендую использовать - это брать интересный поисковый запрос, который привел на ваш сайт или блог. Это значит, что данной темой интересуются, она у вас уже затронута, а в новом сообщении вы раскроете ее еще лучше. В этот раз остановимся на "концепции развития электронной библиотеки", и одновременно хотелось бы затронуть перспективы развития электронных библиотек. Абстрагируемся от технологических нюансов и на бытовом уровне попробуем порассуждать, что может ждать электронную библиотеку и куда она может развиваться. Оговорюсь, что речь прежде всего об электронной библиотеке ВУЗа или другого учебного завдения. Все электронные библиотеки в одном посте не охватить.

Подойти к вопросу хотелось бы со следующих сторон:
  • место электронной библиотеки
  • ресурсы и комлектование электронной библиотеки
  • сотрудники электронной библиотеки


Первый вопрос, конечно же, основной. Действительно, как будет выглядеть электронная библиотека в ближайшем будущем? Каково будет ее проникновение в различные вузовские структуры? Расширится ли круг пользователей? Вопросов много, попробуем по порядку. Популяризация электронных книг, различные национальные программы "цифронизации", потенциальное разрешение оцифровки библиотекам без разрешения автора - все эти аспекты так или иначе затрагивают и отсылают нас к электронным библиотекам. Те же требования по электронно-библиотечным системам для некоторых ВУЗов стали толчком к развитию своей электронной библиотеки и "превращению" ее в электронно-библиотечную систему. Рассмотрим пока это превращение не с точки зрения контента, этот пункт затронем чуть позже, а с точки зрения вовлечения в учебный процесс. Однажды, когда тема эбс была в самом разгаре, к нам поступил такой комментарий:

Мы и так наши внутривузовские публикации хотим выкладывать на основе договоров
+ периодические журналы (по требованиям приказа МОН РФ №1623 за 2008 г.) с eLibrary - с ними уже договор есть ...
+ каталог прямых ссылок на документы в открытых онлайн-библиотеках типа ФЭБ ...
+ каталог описаний и шифров в Ленинке ...
+ авторефераты наших диссертаций и фрагменты других рукописей.
И это всё объединяется удобной системой поиска. А чуть позже связывается с учебными планами (т.е. делается удобный для студента интерфейс, где он нажимает на любую из своих дисциплин и получает перечень прямых ссылок на литературу).
Именно так я себе и представлял структуру нашей ЭБС.
 
Вот небольшой пример, как электронная библиотека может быть задействована в учебном процессе - связь с учебными планами. Здесь видимо появляется преподаватель, который формирует рекомендации по дисициплинам. Однако преподавателю электронная библиотека может помочь и в другом. Лекции, презентации, домашние задания - всё это может храниться и поддерживаться в актуальном состоянии именно в электронной библиотеке. А если преподаватель параллельно ведет начную деятельность в этом ВУЗе? Где как не в электронной библиотеке должны быть доступны его научные труды? или дипломные работы студентов. Многое из этого было обозначено в Крыму в докладе Кима С.В. "Коммуникативные сервисы электронных библиотек" (посмотреть видео). Основной тезис данного пункта - электронная библиотека может и должна становиться хранилищем полных текстов не только учебной литературы, но и прочего востребованного и интересного контента, генерируемого в стенах ВУЗа и нужного только ему.

Помимо этого на развитие электронных библиотек влияют и различные поручения сверху. Всем известен пункт 2. "ж": поручения Президента РФ от 09.09.2010 Пр-2663 – «представить предложения по обеспечению свободного доступа читателей к фондам библиотек государственных учреждений высшего профессионального образования в рамках единого электронного интернет-ресурса».

Несомненно это скажется на собственных вузовских электронных библиотеках. Они, например, каким-то образом могут интегрироваться в этот единый интернет-ресурс. Или просто регулярно передавать свой контнент. Как будет, неизвестно. Ресурсом скорее всего будет "единое окно доступа к образовательным ресурсам". Им кстати любопытно было бы реализовать внешнее API для поиска, потому что интересные материалы там действительно есть. Думаю, популярность бы возросла. Тем не менее, отпечаток на электронные библиотеки наложится. А может быть, окажется так, что всё свое придется отдавать "на сторону", а у себя пользоваться исключительно внешними ресурсами и подписками. Маловероятно, но все же.

Затронули тему ресурсов - плавно перетекаем ко второму вопросу. Чем наполнять электронную библиотеку, проблема ее комлектования. Своего явно недостаточно, это факт. ВУЗу в этом направлении необходимо как-то работать с издательской литературой. Модель внешняя подписка - наиболее простой выход, однако в некоторых моментах уже успел проявить свою несостоятельность. Что же может поменяться в электронных библиотеках? Во-первых, может быть поставлена грамотная работа по точечной закупке электронных версий необходимых изданий. Это непросто, но наиболее удобно и правильно. Пока, правда наглядных примеров нет. Точно знаю, что издательство Юрайт продает свои книги за 10 тыс./кн. Надеюсь, цена будет корректироваться. Сейчас на мой взгляд поставлен "верхний потолок". Здесь ценообразование должно исходить из политики лицензирования и производиться аналогично программному обеспечению (по пользователям, безлимитно и тд).

Много сейчас говорят и о какой-то вузовской базе, как платформы для электронно-библиотечной системы, которая будет взаимодействовать с внешними подписными ресурсами. Каким образом взаимодействовать? Руководитель проекта iBooks, Порхачев Василий, например, высказывает точку зрения, что всем внешним базам необходимо предоставлять поисковое API для интеграции его с вузовским ресурсом. Причем лучше бы действовать единообразно, а значит руководствоваться каким-нибудь стандартом. Однако только поиска может быть недостаточно. Учитывая тот факт, что внешние базы практикуют различные формы доступа и, очевидно, что он неоткрытый, как же быть с самим контентом? как добраться до него, если он не покупается в вузовскую электронную библиотеку. Использовать сервисы Shibboleth и Athens для упрощенной авторизации? или организовывать удаленное соединение к внешнему ресурсу из самой электронной библиотеки ВУЗа и по страничкам тянуть необходимый документ? Вопросов много, путей развития не меньше и очень хорошо, что мы сейчас наблюдаем такой бурный рост и трансформацию понимания места электронной библиотеки.

Последний момент, который вкратце хотелось бы затронуть, это сотрудники электронной библиотеки. Здесь просто хотел бы обратить внимание на должности как таковые и их безусловную необходимость. Запрос "digital librarian" дает многотысячную выдачу и такая позиция в разных вариациях закреплена в производственном штате разных западных библиотек. У нас поскромнее. Например, на сайте ГПНТБ запрос "директор электронной библиотеки" выдает одного человека, причем директора электронной библиотеки ВУЗа. Очень хорошо, что выделяются отдельные должности под "электронное" библиотечное обслуживание. Только так его качество будет расти и удовлетворять запросы пользователей. А при продумывании концепции развития электронной библиотеке или задумываясь о ее перспективах нужно принимать во внимание упомянутые три момента и отталкиваться в первую очередь от них.

Profile

elibconsult
ELIBCONSULT: создание электронной библиотеки
www.elibconsult.ru

Latest Month

April 2015
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner